На рынке коммерческой недвижимости меняется эпоха. Отголоски начавшегося в США несколько лет назад резкого спада интереса к крупным торговым центрам, который может привести к закрытию четверти действующих объектов, начали ощущаться и в России. Как пишет "Коммерсант", мода на строительство крупных ТЦ сходит на нет.
Ведущий аналитик «Магазина магазинов» Ярославна Шилова объясняет, что спрос постепенно локализуется и востребованность небольших объектов сейчас выше как среди арендаторов, так и среди потребителей. «Модель торгового центра, работавшая последние лет 50, действительно устаревает», — согласна директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева. Фокус инвесторов смещается в сторону все еще достаточно свободного рынка небольших локальных объектов.
Уже на 2020 год не заявлен ввод ни одного объекта больше 100 тыс. кв. м, свидетельствуют данные «Магазина магазинов». Самым заметным открытием должен стать запланированный в Москве «Город Косино» площадью 89,3 тыс. кв. м. Средний размер сдаваемого в Москве объекта составит 9,3 тыс. кв. м — это более чем в полтора раза ниже показателя 2019 года (15,45 тыс. кв. м). А в сравнении с 2015 годом площадь среднего объекта снизилась в четыре раза.
В России кризис торгцентров начинает развиваться по аналогичному сценарию. Анна Лебсак-Клейманс поясняет, что общий объем локального рынка одежды, обуви и аксессуаров по итогам 2018 года остался без изменений к 2017 году. В то же время прирост российского рынка fashion e-commerce по итогам 2018 года превысил 20%. Тренд сохранился и в этом году: по расчетам Data Insight, в первом полугодии в денежном выражении объем рынка интернет-торговли достиг 725 млрд руб., увеличившись на 26% относительно аналогичного периода прошлого года.
Трафик ТЦ также показывает неутешительную динамику. По расчетам Watcom Group, показатель Shopping Index в Москве (количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) в 2019 году оказался на 17% ниже уровня 2013 года. В магазинах одежды и обуви падение в этом году оценивается в 18% по сравнению с 2016 годом. Гендиректор Boardriders Russia (развивает QuikSilver, Roxy, BillaBong, DC Shoes) Денис Томашевский считает, что снижение трафика ощущается во многих торговых центрах. «Спрос перетекает в онлайн, и мы учитываем этот тренд при планировании 2020 года», — отмечает он.