Fashion-индустрия все чаще обращается к блокчейну для решения своих проблем
Индустрия моды — это не та сфера, где IT-инновации развивались с особым успехом. Внедрение новых технологий в производство одежды и аксессуаров до самого последнего времени происходило с трудом. Но сегодня, с приходом блокчейна, ситуация кардинально изменилась.
Блокчейн приманил fashion-сообщество тем, что с его помощью некоторые компании уже контролируют свои сети поставщиков. используя технологии радиочастотной идентификации. Дизайнеры убедились, что сложносочинённое техно-новшество работает и начали пытаться его понять.
Полезность блокчейна очевидна, но далеко не все игроки рынка готовы инвестировать в общий для всех чейн. Образумить индустрию пытается немецкая компания Lukso, которую возглавляет «отец ICO» Фабиан Фогельштеллер со своей супругой. Lukso задумано как платформа, на основе которой компании смогут развивать свои собственные операционно-совместимые блокчейны. ICO Lukso заявлено в объемах $20-50 миллионов. И есть в нём одна изюминка: оно задумано как рефинансируемое. Если первичное предложение токенов провалится, вложившиеся получат частичное возмещение. Как рассказывают основатели проекта, сеть Lukso должна в конечном итоге помочь творческой индустрии стать более автономной и подотчетной. Чтобы повысить эффективность, блокчейн также может автоматизировать процессы, обеспечить владение и предоставить большую автономию отдельным участникам.
Но это далеко не единственный пример использования IT-инноваций в fashion-индустрии. В 2017 году лондонская дизайнер Мартин Ярлгаард провела эксперимент при поддержке блокчейн-специалистов из компании Provenance. Она оснастила свою коллекцию «умными ярлыками», с помощью которых покупатель мог сразу же просмотреть историю всего процесса создания изделия. Просмотреть вплоть до таких нюансов, как точное происхождение пряжи для свитера из альпаки. Речь шла о пряже органической, поэтому экосознательным покупателям было всерьёз важно быть уверенными в подлинности продукта. Для полного умиления Мартин дала любопытным клиентам возможность посмотреть на фото постриженной ради свитера альпаки и узнать её имя. Эксперимент удался — но пока он слишком дорогостоящий, так что повсеместно вшивать «умные ярлыки» производители не могут.
А вот парижская некоммерческая компания Arianee разработала протокол на основе блокчейна, который обеспечивает цифровую идентификацию для дорогих товаров, таких как сумки, кроссовки и часы. Консультантами разработки стали руководители Richemont International и Balenciaga. Первые проекты включают в себя проверку винтажных часов и подтверждение класса кроссовок. Цифровая идентификация похожа на паспорт, который обеспечивает подлинность новых и винтажных товаров и регистрирует информацию, такую как передача прав собственности или дата обслуживания предмета.
Стандартизация процесса усложнить продажу подделок в больших объемах, считает соучредитель Arianee Пьер Николас Херстель: «Вы всегда можете создать фальшивку, но если вы не можете сгенерировать цифровой сертификат, ни одна из ритейл-платформ, продающих винтажный люкс, не внесет ваше изделие в список». В будущем в протокол Arianee создатели намерены добавить возможность объявить предмет потерянным или украденным, что может затруднить пересечение границы с похищенными товарами. Платформа Arianee позволяет использовать цифровой паспорт в качестве канала обслуживания клиентов. Бренд может делиться с клиентом важной информацией, а клиент может сделать запрос на обслуживание. Чтобы принять участие в консорциуме Arianee, бренд должен подать заявку на членство. Затраты зависят от размера компании; цена выдачи отдельного сертификата составляет 10 центов, а сообщения клиентов — 15 центов.