Индия на пути к ведущей роли в fashion-индустрии
С каждым годом Индия становится все более мощным игроком fashion-индустрии, активно наращивая производственные мощности и демонстрируя стремительные темпы роста среднего класса (19,4%). По прогнозам, экономика страны в целом будет прибавлять по 8% в год, что сделает ее одним из центральных акторов макроэкономики. В результате Индия превратится из поставщика ресурсов в один из самых привлекательных потребительских рынков за пределами западного мира. Таков вывод экспертов Business of Fashion и McKinsey & Company, представленный в их совместном ежегодном отчете, посвященном состоянию модной индустрии.
Индийский рынок одежды будет стоить $59,3 млрд в 2022 году, что сделает его шестым по величине в мире и сопоставимым с Великобританией ($65 млрд) и Германией ($63,1 млрд), согласно данным McKinsey FashionScope. Совокупный доход целевой аудитории fashion-индустрии, как ожидается, утроится в период до 2025, что создаст целый новый класс потребителей. Учитывая такую динамику, неудивительно, что более 300 международных модных брендов планируют открыть магазины в Индии в ближайшие два года.
Тем не менее Индия остается сложным рынком, который представляет не только возможности, но и ряд проблем. Швейный бизнес по-прежнему в значительной степени дезорганизован, а розничная торговля составляет всего 35% продаж в 2016 году. Его доля, вероятно, достигнет 45% к 2025 году, но все еще останется относительно низкой. Чтобы дать толчок ритейлу, индийские игроки внедряют инновации в розничный опыт, например, цифровые маркетинговые дисплеи и технологичные примерочные. Немалую роль в этих процессах может сыграть тот факт, что к 2021 году 900 миллионов индийских потребителей будут иметь доступ к интернету. Лидеры электронной коммерции всерьез задумываются и об использовании искусственного интеллекта.
Предложение в fashion-индустрии остается достаточно устойчивым , и ожидается, что рост экспорта текстильных изделий и одежды ускорится. Согласно опросу McKinsey 2017 года, 41% специалистов по закупкам ожидают увеличения своей доли поставщиков из Индии. Средний показатель стоимость рабочей силы по Индии значительно ниже, чем в Китае, и сопоставим с Вьетнамом. Кроме того, высокая степень доступность сырья (например, хлопка, шерсти, шелка и джута) позволяет стране участвовать во всей цепочке создания стоимости моды.
Тем не менее индийский рынок должен признать несколько присущих ему проблем. Во-первых, Индия – это настоящая мозаика климата и вкусов. Международные компании, рассматривающие возможность входа на национальный рынок, должны учитывать это важное обстоятельство сообщение. Традиционная одежда по-прежнему остается выбором по умолчанию для женщин, составляя примерно 70% продаж женской одежды в 2017 году. Интерес к западным стилям, вероятно, увеличится, но ожидается, что традиционная одежда все еще будет составлять 65% рынка к 2023 году.
Еще одной проблемой является низкое качество инфраструктуры Индии, которая продолжает отставать от многих азиатских стран. Почти 40% индийской дорожной сети оставалось немощеной по состоянию на 2016 год - плохая инфраструктура может затруднить доставку товаров и сырья. Кроме того, розничный запас также часто ниже ожиданий.
Еще одной проблемой для Индии является растущий уровень неравенства в стране, который в какой-то мере является следствием более широкой тенденции роста неравенства доходов. Хотя, стоит признать, на сегодняшний день средний класс в Индии находится на пике своего развития.
Нельзя не упомянуть и высокий уровень коррупции. В международном рейтинге прозрачности Индия занимает 81-е место из 180 стран по Индексу восприятия коррупции (против Китая – на 77-м). Это, безусловно, усложняет переговоры с местными бизнесменами.
Тем не менее, многие бренды полны решимости воспользоваться преимуществами растущего роста Индии. Большинство, скорее всего, выберут один из трех путей. Во-первых, игроки могут сотрудничать с существующими платформами электронной коммерции. Это наиболее подходит для брендов с малой узнаваемостью и относительно низким капиталом для инвестиций, а также является хорошим способом проверить спрос и предпочтения клиентов. Во-вторых, бренды, которые плохо знают национальный рынок и хотят быстро в него интегрироваться, могут воспользоваться моделью франшизы. Наконец, игроки, хорошо ориентирующиеся на рынке и обладающие значительным капиталом, могут открывать собственные магазины и управлять ими на 100%.
Индийские власти, безусловно, заинтересованы в поощрении инвестиций. Смягчение правил инвестирования (например, разрешение 100%- ой розничной торговли с одним брендом, принадлежащим иностранцам), скорее всего, приведет к увеличению активности зарубежных игроков на местном рынке. Эксперты ожидают увеличения доли аутсорсинга и открытия фирменных магазинов без индийских партнеров в ближайшие годы. Большая часть деятельности, вероятно, будет сосредоточена в крупных городах, отражая демографические тенденции, рост потребительских расходов в и улучшение инфраструктуры в этих районах.
Подводя итог, можно сказать, что индийский рынок является настоящим раем для западных игроков fashion-индустрии. Несмотря на структурные проблемы, которые включают социальное неравенство, плохо развитую инфраструктуру и фрагментацию рынка, эксперты McKinsey & Company уверены, что стремительный экономический рост, масштаб и растущая технологичность смогут превратить Индию в настоящего гиганта модного рынка.