Рынок товаров класса люкс восстанавливается после кризиса 2014-2015 годов, пишут «Ведомости». Особенно ярко тренд выражен на рынке Санкт-Петербурга. По данным консалтингового агентства Colliers International, по итогам 2017 года количество новых брендов (преимущественно дорогих) в городе на Неве увеличилось по сравнению с 2016 годом почти в два раза.
Так, активнее всего развивался район Старо-Невского проспекта, где к уже существующим бутикам Louis Vuitton, Babochka Gallery, Loro Piana, Valentino и другим добавились Dior (переехавший с Большой Конюшенной), обновленный Ermenegildo Zegna, Wolford, Salvatore Ferragamo и мужской мультибрендовый St-James. Кроме того, некоторые марки запустили отдельные бутики вместо существовавших ранее корнеров, например, Salvatore Ferragamo, Brunello Cucinelli, Herno, St-James, Bulgari.
«Рынок люкса Санкт-Петербурга, как и России в целом, демонстрирует положительную динамику после кризисного периода 2014–2015 гг., – говорит Ирина Куликова, эксперт по ритейлу и рынку товаров класса люкс Bain & Company. – Это связано в том числе с изменением в туристических потоках (запрет на выезд определенных групп населения из России плюс рост потока туристов из-за рубежа), и в этом отношении Санкт-Петербург только выигрывает у остальных регионов, поскольку ежегодно количество туристов в Северную столицу растет».
Основная причина роста российского рынка люксовых товаров – стабилизация экономической ситуации в стране, говорится в отчете Luxury Goods in Russia, сделанном Euromonitor International. При этом рынок Санкт-Петербурга в целом гораздо менее емкий, чем рынок Москвы, и часть продаж обеспечивается приезжающими туристами. В частности в универмаге ДЛТ на долю китайских туристов уже приходится 25% продаж. По итогам 2017 года в городе было принято 7,5 млн туристов (половина - иностранцы), в 2018 году ожидается рост до 8 млн.
По словам Куликовой, есть несколько факторов для роста: «Со стороны спроса – рост числа долларовых миллионеров в Санкт-Петербурге, рост туристических потоков из стран Азии, санкции и запрет на выезд определенных групп чиновников и бизнесменов, переезд структур «Газпрома», ожидаемое дальнейшее сокращение квот на беспошлинный ввоз товаров для интернет-магазинов».
Еще одним важным фактором, повлиявшим на рынок брендовых вещей, стала система tax free – возмещение НДС с покупок, совершенных иностранными туристами. «В разных странах после введения системы tax free объем покупок, которые осуществляют иностранные граждане, туристы, значительно разнился: во Франции это привело к увеличению покупок на 6%, а в Латвии – более чем на 95%, – заявлял заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. – Мы рассчитываем, что в Российской Федерации всплеск интереса к приобретению товаров иностранными гражданами будет значительным».
Во второй половине 2018 г. ситуация на рынке меняться не должна, считают эксперты. Однако это не связано с предстоящим чемпионатом мира по футболу. Несмотря на то, что туристический поток, безусловно, вырастет, для большинства футбольных фанатов шоппинг не является важной частью досуга.